Одесская выставка начала XX ст.
Из истории Одесской недвижимости…
Гуляя по главной аллее парка Шевченко наверно не все обращают внимание на парочку явно старинных, но неплохо сохранившихся неброских павильонов. А зря, у них очень и очень интересная история…
В начале XX ст. в Одессе проживало более пятисот тысяч человек. Получив вслед за Санкт-Петербургом и Москвой право самоуправления, Одесса вскоре становится самым благоустроенным городом в государстве. Свидетельством процветания Одессы стала Международная фабрично-заводская, художественно-промышленная и сельскохозяйственная выставка, которая проходила с 25 мая по 1 октября 1910 года. На выставке было 1400 участников, 450 из них представляли Одессу, 57 – Москву, 52 – Петербург, 73 – иностранные фирмы. Выставка 1910 г. на весь мир продемонстрировала достижения Одессы практически во всех областях народного хозяйства.
Городские власти дали разрешение на размещение выставки в заброшенной части Александровского парка (нынешнего парка Шевченко) — на так называемой Карантинной площади (на её месте в 30-х годах XX века будет построен стадион – будущий Черноморец).
Количество выставочных павильонов зашкаливало за сотню — пройти и осмотреть за один день все чудеса "современной" науки и техники было невозможно.
Посетителю, прошедшему сквозь ворота главного входа открывался воистину величественный вид — прямая главная аллея парка, с рядами величественных павильонов с обеих сторон, уходящая в море. Перспективу завершал стоящий на самом обрыве павильон, выполненный в виде морского судна, как бы ошвартованного у строения с башней. Мачта и снасти судна возвышались на фоне моря, что придавало павильону вид реального корабля.
Посетителей угощали вафлями со сбитыми сливками, которые тут же на глазах у публики пекли в раскаленных вафельницах, нагревавшихся электрическим током. Были представлены и прародители нынешних хот-догов — сосиски Габербуш и Шилле на картонных тарелочках, с картофельным пюре и мазком горчицы, которыми потчевали проголодавшихся гостей. Тогдашние хот-доги экскурсанты могли усугубить дегустацией спиртного, в изобилии представленного на выставке. Например, в павильоне с кавказскими винами торгового дома Сараджевых. Павильон Сараджевых в виде пещеры с винным водопадом соседствовал с павильоном знаменитого коньячного промышленника Шустова выстроенного в виде бутылки. Напротив главного павильона выставки был устроен фонтан с мощным насосом, способным подбрасывать струю воды на 15 метров, и с поворачивающимися кранами, для изменения направления струй воды и со специальной подсветкой восемью прожекторами с меняющимися цветными стёклами. Фонтан считался достопримечательностью и по вечерам собирал толпы посетителей. Вообще же, в жаркие дни на территории выставки работало несколько фонтанов, но всех перещеголяли одесситы из фирмы "Брокар и К", в фонтане которых циркулировал настоящий одеколон "Цветочный"! Здесь были представлены мировые бренды – свои павильоны имели ЗИНГЕР, производители шампанского МОЕТ и минеральной воды БОРЖОМИ. На выставке функционировали кинематограф, «театр-иллюзион» «Гигант» на 600 зрителей, фонтаны с цветной подсветкой, большая водяная карусель. Проводились театрализованные шествия и карнавалы: «Ночь на Монмартре», «Сорочинская ярмарка», «Цветочное корсо»; конкурсы, детские праздники, из знаменитого имения Фальц-Фейна в Аскании-Нова были привезены животные и устроен зверинец.
По главной аллее Александровского парка была пущена в сентябре 1910 года первая линия одесского трамвая – «Выставочная». Он двигался от Греческой площади по Греческой улице, Канатной, Сабанскому переулку, главной аллее парка до главного входа на выставку, который располагался почти напротив Александровской колонны на месте нынешнего стадиона.
Из-за огромного количества, пожелавших принять участие в выставке, пришлось расширять территорию и поделить выставку на две части, отгородив «дорогу жизни», то есть дорогу к пляжу Ланжерон, забором. А чтобы единство выставки не нарушалось, объединить её части должен был мост, уникальный тем, что подъём на него осуществлял «движущийся тротуар», по сути, первый эскалатор. С того моста открывался, по словам очевидцев, неповторимый вид на всю выставку и на море.
Среди сотни павильонов крупнейшей выставки в Российской империи 1910—1911годов вполне можно было заблудиться, так как площадь достижений капиталистического хозяйства занимала в общей сложности 18 гектаров одесского побережья. Мальчишки лазили туда через забор, а почтенные одесситы не скупились на билет за 15 копеек — огромные по тем временам деньги.
По правде говоря, ничего равного той торгово-промышленной выставке ни ранее, ни впоследствии в Одессе не было. Выставка демонстрировала всё лучшее, что Одесса была в состоянии предложить миру, а мир был в силах предложить Одессе.
С утра до вечера выставка бурлила, а жизнь на ней кипела. Тут было весело и шумно. На выставке было представлено бессчётное число павильонов, салонов и секций, устроенных с истинно одесским остроумием.
Именно таким был павильон кирпичного завода. Он представлял собой лабиринт из кирпича, пройти который удавалось далеко не всем, особенно после посещения многочисленных винных или коньячных павильонов…
Консервное производство Фальц-Фейна (владельца знаменитого степного заповедника Аскания-Нова) было представлено макетом степи с шалашом посредине на фоне декоративного аквариума, изображавшего Чёрное море…
Одной из главных достопримечательностей выставки был павильон чайного Товарищества «Караван», выполненный в виде самовара высотой 13 метров с огромным заварочным чайником на вершине. Смотровая площадка павильона был рассчитана на распитие чаёв. Павильон пользовался огромной популярностью.
Павильон пивоваренного завода представлял собой шпиль из десяти пивных бочек разных размеров, поставленных друг на друга. Шпиль венчал орёл, который держал в клюве кильку.
Одесская выставка потрясала своими событиями и, в конце концов, просто окрыляла, благодаря своему самому модному павильону — павильону воздухоплавания.
А в нём особое внимание привлекали аэропланы одесской постройки, уже тогда дававшие стопроцентную гарантию безопасности, поскольку в отличие от первых аэропланов братьев Райт, где часто отказывал мотор, в одесских моделях мотор, к счастью, не отказывал никогда. Любимец Одессы – Сергей Уточкин совершал успешные полеты на Фармане- IV с территории выставки через Одесский залив в Дофиновку в июле 1910 года.
Одесская промышленная выставка 1910 г. имела шумный успех и собрала 700 тысяч платных посетителей, вошедших через главный вход, и ещё более миллиона перелезших через забор…
Успех выставки был несомненен, и ее работу было решено продолжить и на 1911 год. После окончания выставки осенью 1911 года все павильоны были демонтированы и отданы владельцам. Некоторые использовали их и в дальнейшем. Как, например, выставочный кинотеатр «Гигант» был перенесен на Молдаванку, где использовался как кинотеатр, а воздухоплавательный павильон стал ангаром на одесском авиационном заводе. От выставки в Александровском парке не осталось и следа, если не считать бывшей трамвайной остановки перед главным входом на выставку, перестроенной в павильон управления парком и пары совсем небольших павильонов, разбросанных по парку…